Минфин России разработал проект Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 “Запасы”1. Предполагается, что с начала его применения утратит свою силу Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, а также методические указания по учету материально-производственных запасов, специального инструмента, приспособлений, оборудования и одежды.

Стандарт разделен на шесть глав – “Общие положения”, “Оценка при признании”, “Оценка после признания”, “Отпуск и списание запасов”, “Раскрытие информации в отчетности”, “Переходные положения”.

В “Общих положениях” указывается, что стандарт применяется всеми организациями, за исключением госсектора. Напомним, в этом году для них был разработан свой стандарт (приказ Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н). Также могут не применять стандарт организации с упрощенным способом ведения бухучета, если они являются микропредприятиями или характер деятельности не предполагает наличие существенных остатков запасов. При этом затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором были понесены. Все остальные организации могут не применять стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. Однако такое решение компании необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Также в этом разделе дается само понятие запасов для целей бухучета, а также при каких условиях они должны признаваться в учете.

Второй раздел “Оценка при признании” устанавливает, что в общих случаях запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. Далее в двух подразделах указывается, что включается в себестоимость запасов, а также незавершенного производства и готовой продукции.

Согласно разделу “Оценка после признания” запасы организации оцениваются на отчетную дату по наименьшей величине – либо по фактической себестоимости, либо по чистая стоимость продажи запасов.

В разделе “Отпуск и списание запасов” разъясняется не только способ списания запасов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методом ФИФО), случаи их списания, но и в каком периоде признать расходы от списания.

В разделе “Раскрытие информации в отчетности” прописано, какую именно информацию, с учетом существенности нужно отразить в отчетности. Так, в частности, указывается:

  • балансовая стоимость запасов на начало и конец отчетного периода;
  • сверка остатков запасов в разрезе фактической себестоимости и обесценения на начало и конец отчетного периода и движения запасов за отчетный период;
  • причины, которые привели к увеличению чистой стоимости продажи запасов при восстановлении ранее созданного резерва под обесценение;
  • балансовая стоимость запасов, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации;
  • способы расчета себестоимости запасов;
  • последствия изменения такого способов расчета;
  • авансы, предварительная оплата, задатки, уплаченные организацией в связи с приобретением, созданием, переработкой запасов.

В заключительном разделе “Переходные положения” указано, что применять стандарт организация обязана будет начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. При этом организация может начать принять его и раньше, но свое решение необходимо будет отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что касается последствии изменения учетной политики в связи с началом применения стандарта, то компания может отразить их или ретроспективно (как если бы стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), или перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухучета). Выбранный способ также должен быть отражен в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной с применением стандарта.

_____________________________

1 С текстом законопроекта “Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 “Запасы” и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/10-19/00096133).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1299812/#ixzz6352UyRRY