Согласно ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде” каждый работник до 31 декабря 2020 г. включительно обязан сделать выбор относительно того, будет ли работодатель продолжать вести его бумажную трудовую книжку или перейдет на предоставление ему сведений о трудовой деятельности, и подать работодателю соответствующее заявление.

В свою очередь, на работодателе лежит обязанность в письменной форме проинформировать об этом работников. Сделать это нужно не позднее 31 октября 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 887).

А что будет, если работник захочет отказаться от ведения бумажной трудовой книжки прямо при приеме на работу? Нужно ли в таком случае будет требовать у работника этот документ, вносить в него соответствующие записи и возвращать работнику? Такой вопрос поступил в Минтруд России (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 октября 2020 г. № 14-2/ООГ-15729).

В ведомстве ответили, что заявление о выбранном способе подается работником после выдачи работодателем уведомления. Этот тезис уже не раз приводился в письмах Минтруда России, хотя соответствующего требования и нет в законе.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Из этого специалисты министерства делают следующие выводы: при приеме на работу в трудовую книжку работника следует внести запись о приеме на работу, уведомить работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, и в случае выбора работником предоставления ему сведений о трудовой деятельности внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Однако такая точка зрения оставляет множество вопросов. Например, что делать с работниками, которые будут трудоустраиваться уже после 31 октября или даже 31 декабря 2020 года? Ведь уведомлять их о возможности перехода на ЭТК уже не потребуется, а вот отказаться от ведения бумажной трудовой книжки они все еще смогут. Интересно было бы получить от чиновников и комментарий относительно того, что согласно п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек работодатель обязан вести трудовые книжки только тех работников, которые проработали у него свыше 5 дней. И, наконец, как поступать в случае, если соискатель утратил трудовую книжку? Выходит, что в такой ситуации работодателю потребуется оформить работнику при приеме на работу новую трудовую книжку (что, напомним, по общему правилу потребует платы от работника) только лишь для того, чтобы тут же выдать ее работнику на руки практически без какой-либо полезной для него информации.